Разрешите Вам посоветовать

                                      Как приучить ребенка к чтению книг

Казалось бы, любой ребенок с удовольствием будет слушать, как мама или папа ему читают. Но это далеко не так. Когда-то, когда каждая книга была событием и почти единственным источником духовной и интеллектуальной пищи,  наверное,  так  и  было.  Сейчас  с  книгой успешно  конкурируют телевидение, видео, компьютеры.  Восприятие книги на слух (не говоря уже  про последующее самостоятельное чтение) требует от малыша значительных  усилий,  активного  внимания,  напряженной  работы  памяти,  мышления  и воображения. А просмотр тех же мультфильмов подразумевает пассивную позицию, которая детьми быстро усваивается, а многими родителями покорно принимается. 
Некоторые даже не видят в этом особой проблемы: лишь бы на улице не пропадал  целыми  днями,  пусть  будет  компьютер  или  телевизор, под присмотром – и ладно.  Психологи  с  такой  позицией  категорически  не согласны. Дело в том, что чтение не только развивает образное мышление ребенка  и расширяет  кругозор,  но  и  приносит  книголюбу  эстетическое удовольствие,  что,  в  свою  очередь,  влияет  на  формирование  личности. 
Читающий ребенок может черпать информацию о жизни, найти ответы на тысячи волнующих вопросов. Вот только как привить этот интерес, если мама уткнулась в телевизор, папа зависает в Интернете, по привычке ходить в библиотеку и говорить не приходится?  Это раньше в библиотеки ходили семьями и просиживали там часы напролет, теперь же ситуация в корне изменилась. В читальных залах можно встретить от силы двух-трех человек, преданных фанатов книг, у которых есть еще желание прикоснуться к твердому переплету.  Часто сегодняшние  дети  стесняются  ходить  в  библиотеки. Сказываются окружение и, как ни странно, воспитание. Ровесники не так поймут,   родители   не  оценят,а то иосудят.
Существуют разные мнения о том, почему современные дети меньше читают. Большинство  экспертов  видят  причину  этого  в  появлении  более привлекательных по сравнению с книгами источников получения информации (интернет,  телевидение),  другие  склонны  обвинять  родителей,  третьи –современную систему образования, отбивающую интерес к чтению. Находятся даже те, кто утверждает, что не читающие дети были во все времена, и проблема эта надумана.
Последние исследования показали, что не только дети в России стали меньше читать, но и взрослые. В среднем мы тратим около 6 часов в неделю на чтение, а вот индийцы, например, практически в два раза больше. Может, все-таки стоит  начать  в  первую  очередь  с  себя?  Ведь  не  только  дурной  пример заразителен, но и хороший – тоже. Если и это не действует, то стоит задуматься, что вы делаете не так.
Делать не надо:
•  Предлагать читать или слушать (когда читаете вы) книги, в которых много непонятных слов. Не ленитесь пояснять все слова, значение которых может быть не совсем ясным для ребенка: чернила, кочерга, патефон, публика, вдохновение. Убедитесь, что все слова в книге, которую вы предлагаете ребенку – понятны. Интерес к читаемому сильно снижается, когда в тексте много непонятных слов.
•  Противопоставлять чтение игре и игрушкам.
•  Заставлять, упрекать, сравнивать приводить в пример читающих ровесников. Как правило, это вызывает у ребенка отторжение. И он, чтобы доказать свою самостоятельность, будет отрицать поставленные примеры.
•  Выбирать книги не по возрасту – ребенку будет скучно, а скука не должна ассоциироваться с чтением.
•  Заставлять дочитывать книгу до конца, если она ему совсем неинтересна. Это все  равно,  что  выполнять  неинтересные  домашние  уроки.  Чтение  будет восприниматься как наказание.
Делать надо:
•  Приучать ребенка к книге можно с раннего возраста. Покупайте ему яркие  книги с большими иллюстрациями, которые ему нравилось бы разглядывать. Показывайте, как надо обращаться с книгой, читайте вслух с выразительной интонацией, показывайте картинки и рассказывайте, что изображено на них. Пусть малыш сам переворачивает странички и участвует в обсуждении. В этом возрасте стоит выбирать короткие и простые тексты (лучше всего сказки о животных). С малых лет необходимо учить ребенка бережному обращению с книгой: не рвать, не рисовать на страницах и т.д.
•  Рассказывайте ребенку интересные истории из книги, постепенно переходя на чтение самой книги. Важно – зафиксировать возникший интерес.
•  Старайтесь преподносить каждую книгу как сюрприз, загадку. Прочтите ему краткий анонс или расскажите о своем впечатлении от этой книги. Если вы никогда не берете книгу в руки, то не удивляйтесь, что и ребенок будет проявлять к книге все меньше и меньше интереса. Своим отношением к книге дайте понять ребенку, сколь важно чтение для каждого человека.
•  Следите за тем, чтобы ребенок не засиживался у телевизора. Чтение книг должно  стать  ежедневным.  Обязательно  находите  время  для  того,  чтобы почитать  ему  очередную  сказку. С  двухлетнего  возраста  у  ребенка  уже начинают формироваться  предпочтения,  позвольте  ему  самому  выбирать книгу.
•  Купите занимательные энциклопедии. Современные дети часто «входят»  в мир книг при помощи энциклопедий. Убедитесь, что они их читают, а не только рассматривают картинки. Для этого играйте в вопросы – ответы, загадки и прочее.
• Рассказывайте ребенку интересные истории из книги, постепенно переходя на чтение самой книги. Важно – зафиксировать возникший интерес.
• С  4-5-летнего  возраста  можно  брать  ребенка  в  книжный  магазин  или библиотеку.  Покупайте  ту  книгу,  которая  понравилась  и  ребенку,  и  вам. Старайтесь мягко подсказывать ребенку. помогать ему с выбором. Книги по возрасту,  содержащие  элементы  насилия  или  мистики,  могут  отпугнуть ребенка. Лучше всего выбирать книги, которые будут рассказывать о жизни его сверстников  и  отвечать  на  волнующие  ею  сейчас  вопросы.  Во  время совместного  чтения  книг  заостряйте  внимание  ребенка  не  только  на иллюстрациях, но и на тексте. Если регулярно читать с ребенком, показывать ему буквы и называть их, малыш уже к школе практически освоит алфавит.
•  Не отказывайте ребенку, когда он просит почитать ему, даже если он уже  овладел этим навыком. Начните читать, а потом предложите ребенку самому дочитать главу или абзац, постепенно увеличивая объем текста. Но даже если ребенок справляется без вашей помощи, все равно интересуйтесь процессом, обсуждайте с ним прочитанное, задавайте вопросы.
•  Читайте больше сами. Пусть ребенок видит, что вы увлечены чтением. Разложите книги повсюду в доме.
•  Время от времени берите детские книги. Читайте их «увлеченно», улыбаясь, отвечая невпопад, идите на всякие хитрости, чтобы пробудить его интерес. И обязательно попросите «не брать вашу книгу»,  пока не дочитаете.
•  Покупайте книги, соответствующие увлечениям ребенка (про пауков, фей, принцесс, лошадей, динозавров и т. д.), а также по мотивам мультфильмов и фильмов, которые ему нравятся. Закрепите у ребенка ощущение, что от книг можно получать много удовольствия и позитивных эмоций. После этого будет легче перейти к художественной литературе.
•  Экспериментируйте с жанрами. Ребенок имеет полное право не любить волшебные сказки, не смотря на то, что вам так они нравились.
•  Читайте ребенку, даже когда он уже сам научится читать. Выразительное чтение взрослого помогает обращать внимание на важные детали, влияет на правильность восприятия и оценки текста.
•  Разрешите читать в постели. Предложите на выбор: немедленно спать или 10 минут почитать – обычно дети готовы на многое ради того, чтобы не спать, и выбирают чтение, причем десятью минутами не ограничиваются.